Суббота, 06.03.2021, 08:10
Приветствуем Вас, Гость! | RSS

 

Пресса и книги

Главная » Пресса и книги » Интервью

1982. Знакомые имена: Карел Готт

Знакомые имена: Карел Готт

Р. Урманцев
Газета "Труд", 1982г.
В два часа ночи он возвратился в Прагу из Гамбурга, где у него прошла серия концертов. Ехал на автомобиле один и 12 часов не выпускал из рук руль. На час дня у него была назначена примерка костюма для выступления в новом телевизионном ревю. В три часа его ждала репетиция с балетной группой, а вечером предстояла беседа с режиссером по поводу репертуара новой эстрадной программы. Мы договорились, что интервью Карел Готт даст мне в 10 часов 30 минут утра. Это было единственное «окно» в течение всего дня. Следующим утром он снова уезжал на гастроли...


Тихая улица на Смихове в одном из районов Праги. В окна его квартиры заглядывают ветки ольхи, уже выстрелившие свои сережки. Где-то внизу, под холмом, видны черепичные крыши, залитые весенним солнцем.

Знаете, однажды в Италии, - говорит Карел Готт, - я вот так же распахнул окно и вижу: идут красивые загорелые люди, брызжет солнце, небо горит голубым огнем. Из какого-то кафе доносится прекрасная мелодия. Выбежал на улицу, узнал, что за песня, немедленно купил пластинку и, как самую свою дорогую покупку, привез в Прагу. Звоню друзьям: достал замечательную песню, будет гвоздем нашей новой программы. Приезжайте послушать! Поставили пластинку, заиграла музыка. А за окном дождь. И словно сговорившись, задымили котельные... Чувствую, не звучит песня. Да и на лицах приятелей - разочарование. А вот сейчас она, наверное, зазвучала бы...

Я слушал Карела, и мне вспомнилось интервью, которое он недавно дал журналу «Млады свет». Там он как раз говорил о том, как важно певцу чувствовать время и обстановку, в которой он выступает. Для каждого времени - свои песня, для каждой аудитории — свой настрой. Вероятно, поэтому, подумал я, удивительно разнообразен репертуар популярного чехословацкого певца.

И тем не менее, Карел, в одной программе вы исполняете и народные песни, и блюзы, и рок-н-роллы, и арии из оперетт?

Вообразите, что и утром, и днем, и вечером вы едите одно и то же блюдо. Наверняка надоест. Мне кажется, что современный слушатель, до предела насыщенный самой разнообразной информацией, ждет такого же разнообразия и от эстрады. У меня, например, есть целые песенные наборы: для чехословацких слушателей - один, для итальянских - другой, для тех, кто говорит на немецком, - третий.

Тут самое время сделать небольшое отступление и хоть кратко, но познакомить читателя с некоторыми биографическими данными Карела Готта. Он мечтал стать не певцом, а художником. И после окончания школы подал заявление в художественную академию. Конкурс - 600 желающих на 30 мест - Готт не выдержал. К великой радости отца, считавшего, что главное в жизни - получить надежную рабочую профессию. - Карел пошел учиться на электрика в «ЧКД - Прага».

Это было прекрасное время, - вспоминает Готт. - Работаешь, скажем, во вторую смену и в десять вечера, наскоро сменив спецовку, бежишь выступать на концерте. А потом пересменка - и снова на завод уже к шести часам утра. Не понимаю, откуда силы брались...

Очарованные его голосом, друзья настоятельно советовали Карелу учиться пению. Не сразу Готт решил войти в здание Пражской консерватории. Пять лет он работал электриком и непрерывно выступал на любительской эстраде и только на шестой год работы взял отгул, сел в трамвай № 9 и поехал в центр города. Он выдержал конкурс на оперное отделение и поступил в класс профессора К. Карелина, некогда знаменитого певца, ученика Шаляпина.

Почему же опера все же уступила эстраде?

Как певец я родился в то время, когда был самый расцвет джазовой музыки, и уже тогда был влюблен в эстраду, не представлял себя без микрофона, электронных динамиков - всех этих новых атрибутов эстрады. Но техника сама по себе еще ничего не значит, если нет техники пения! А дать ее мне могла только консерватория. Думаю, что именно благодаря ей я могу петь и народные песни, арии из опер.

Первый концерт, который принес вам успех?

Выступление на конкурсе певцов-любителей «Ищем новые таланты» в 1959 году и первая зарубежная поездка — концертное турне в составе оркестра чехословацкого радио по городам Советского Союза. С тех пор я практически каждый год бываю в вашей стране и надеюсь дать несколько концертов в нынешнем июне. Кстати, мои личный «рекорд» также связан с вашей страной. В СССР очень быстро разошелся мой самый большой диск. И еще один рекорд. Я выступал в киевском Дворце спорта и «собирал» по 11 тысяч зрителей в каждый из четырех вечеров.

Как же рождаются ваши песни?

По-разному. Но всегда здесь, в Праге. И чаще всего так: вдруг - это почему-то случается, как правило, поздно вечером - появляется идея новой песни. Звоню Штайдлу или Свободе. Собираемся у рояля. По три-четыре часа спорим, напеваем, перебираем десятки вариантов. И песня, представьте, рождается.

На сегодня сложилась группа любителей эстрады, которая занимается созданием песен для моего репертуара. Как правило, я здесь выступаю в качестве соавтора, потому что считаю: современная эстрадная песня куда лучше прозвучит со сцены и дойдет до сердца слушателя, если певец принимал самое непосредственное участие в ее рождении. В самом деле, не только у композитора, но и у исполнителя есть свое видение будущего произведения.

Меня часто спрашивают: что главное при создании песен — мелодия или слова? Так вот, что касается меня, то в 90 процентах случаев сначала рождается мелодия. Выходит, она - главная? Но это не так. Создавая песню, мы уже заранее знаем ее идею, тему. Мы знаем, о чем она будет рассказывать людям. А это очень важно — что ты хочешь выразить в песне. И когда, поверьте, моему опыту, текст как бы сам вплетается в ткань готовой мелодии.

Еще одна короткая биографическая справка. В 1964 году Карел Готт занял первое место в общереспубликанском конкурсе «Золотой соловей». Недавно он стал победителем этого конкурса в 18-й раз! За большие заслуги в пропаганде чехословацкой музыки в 1979 году он первым среди эстрадных певцов получил звание заслуженного артиста ЧССР. Чем же порадует он любителей песни в ближайшее время?

Готовлю новый диск-гигант, который должен выйти в сентябре.

И пластинки не мешают вашей популярности во время концертных выступлений? Вы ведь «повторяете» некоторые песни?

Дело в том, что перед выступлением певца зритель должен знать его репертуар. Если он заранее знаком с песней, он воспринимает ее как свою, он уже привык к ней, и тогда, уверяю вас, успех обеспечен.

Время, как известно, берет свое. Чем, по вашему мнению, будет заниматься Карел Готт через двадцать лет?

Я много думаю над этим, особенно в последнее время. И вот к какому выводу пришел: надо заняться поиском талантов. Меня беспокоит, что многие молодые певцы предоставлены самим себе, интуитивно пробивают дорогу к популярности и делают на этом пути множество ошибок. Как составляется, например, их репертуар или записывается пластинка? Но большей части случайно. В результате - много подражаний западным образцам, много копий уже известных песен. Нужен организатор эстрадной песни! Человек, который бы искал молодые таланты и направлял их на путь самобытный, оригинальный.



Категория: Интервью
Просмотров: 2230 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск по сайту
Меню раздела
Мини-чат
Форма входа
Статистика

Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0