Понедельник, 29.05.2017, 18:11
Приветствуем Вас, Гость! | RSS

 

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: mummi, annyusha, svi25 
Форум » Форум для общения фанов » Шире круг :) » У Карела всё самое лучшее!!
У Карела всё самое лучшее!!
Наталья-Массква Дата: Среда, 29.06.2011, 01:05 | Сообщение # 1
Priznivec
Группа: Администраторы
Сообщений: 165
Статус: Оффлайн
В первую очередь-это Карел Свобода,Феликс Словачек (уж его-то знают не меньше-кто не делал уроки под Феликса?)))
Эти парни достойны обширной статьи(-ей).

Повторюсь,очень хочу хорошего материала о педагоге Карела-Каренин? Можно о консерватории в Праге-вехи.
Карел и Вальдемар Матушка (правильно написала)-очченьь яркий дуэт,Йитка Зеленкова...много интересного))
 
mummi Дата: Среда, 29.06.2011, 02:03 | Сообщение # 2
Priznivec
Группа: Администраторы
Сообщений: 524
Статус: Оффлайн
А еще братья Штайдлы (его близкие друзья и авторы множества песен 60-х - 70-х), Рудольф Рокл - потрясающий пианист, с которым он много лет сотрудничал (и не только на сцене - вместе они написали несколько отличных песен), Марта Кубишова (яркая певица со сложной судьбой, которую Готт необыкновенно уважает и называет чешской Жанной-д-Арк), Эва Пиларова (прекрасный дуэт в не менее прекрасном фильме конца 60-х "Если бы тысяча кларнетов"), Люция Била (несколько последних лет бессменная "золотая соловьиха" Чехии, а с Карелом записала много великолепных дуэтов), Эва Урбанова... Несть числа звездам, которые в разное время сияли с ним рядом smile Но хотя бы о самых ярких можно и нужно написать, и непременно напишем! smile

Из мечты тоже можно сварить варенье. Надо только добавить фруктов и сахара.(с)
 
annyusha Дата: Среда, 29.06.2011, 03:18 | Сообщение # 3
Priznivec
Группа: Администраторы
Сообщений: 107
Статус: Оффлайн
[size=12]Статья о выдающемся человеке со сложной судьбой, незаслуженно забытом на родине - Константине Каренине, педагоге и наставнике Карела Готта. Об этом человеке Карел говорит, что обязан ему очень и очень многим...
[/size]
Александр СИНЕНЬКИЙ, Прага

Я не знаю, с чем это сравнивать, когда человека вырывают из родной для него земли, обрубают все его корни и отбрасывают, как сорняк, в сторону, чтобы там, на стороне, он засох, никогда больше не поднялся и превратился в прах. А он, тем не менее, цепляется за новую, незнакомую почву, непонятно даже чем, но цепляется, и вот уж растет (заметьте — с кровоточащей душой), вегетирует, на исходе цветения приносит потомство. И все это без корней, точнее, самолично выпустив новые корни.
Это даже не хаджи-муратовский чертополох и уж, естественно, никакая не амфибия. Се человек, существо мыслящее и духовное, человек, загнанный в вынужденную эмиграцию. Судьба печальная, хотя и далеко не беспросветная, трогательная и поучительная. Такая вот оптимистическая трагедия Константина Каренина.

Из Белой армии в музыканты

Начать надо с того, что в Праге живет и здравствует самая что ни на есть настоящая Анна Каренина. По-чешски, правда, она пишется "Каренинова", но сути дела принятое здесь окончание не меняет. Дама с волнующим русское ухо (собственно, всякое ухо — роман Толстого общеизвестен) именем — настоящая чешка, по-русски не говорит, ее интересы обращены к западной жизни и литературе. Она филолог, профессиональный литератор, удачно переводит современную французскую поэзию, только в этом году ее работа отмечена премиями — французской и чешской.

Если бы она тяготела к русским обычаям, она звалась бы Анна Константиновна, по имени своего отца, крупного, европейского уровня музыканта первой половины ушедшего века Константина Каренина. Но интереса к России у нее нет, она не хочет поддерживать связи с родиной родителя, намекая на то, что таков был и его завет. Трудно понять, чем это может повредить ей в настоящее время, однако она вообще не хочет выдавать никаких семейных преданий и рассказывать о Константине Каренине. В подходящих к ней русских она видит агентов "Кей-Джи-Би" и возможных виновников непростой жизни отца. Это можно пережить — так уж получилось, мы не виноваты, — но дело усложняется тем, что весьма уважаемое в Чехии имя остается опутанным неясностями.

Настоящая фамилия нашего героя пока (надеюсь, что пока) неизвестна: та звучная фамилия, под которой он прожил жизнь, магическим образом действовавшая на современников, была "благоприсвоенной", принятой уже в эмиграции. Имя и отчество вроде бы подлинные. Так вот: родился Константин Емельянович 21 мая 1897 года в Киеве. Как утверждает его вдова Зденка Каренинова, он происходил из дворянской семьи, но происхождение не принесло ему счастья, скорее, наоборот. Отец рано погиб, в ходе революции был убит и его брат. Мать, в свое время учившаяся в Киевской консерватории и дававшая уроки иностранных языков, во время гражданской войны подвергалась гонениям, реквизициям и погибла. У нее отобрали даже кормившую ее козу, где уж тут было выжить.

В итоге Константин, с детства тяготевший к музыке, но после учебы в Одесской военно-инженерной академии ставший офицером Белой армии, из семьи остался один. После падения Крыма он вместе с тысячами других русских людей был вышвырнут в Европу, эвакуировался в числе последних вместе с армией Врангеля. Кое-как добрался до Белграда, здесь осел: славянское королевство не чинило особых препон прибывавшим единокровным единоверцам. Правда, не очень-то и помогало, так, время от времени, по возможности. Здесь Константин, единственным плюсом которого была молодость и, как следствие, лучшая возможность адаптироваться, как все эмигранты, поначалу очень бедствовал. Чтобы выжить, хватался за любую работу, приходилось служить и грузчиком на пристани.

К счастью для себя, он запел. Искусство его определенным образом выручило, удалось поступить и потом окончить консерваторию в Белграде. Он вышел на оперную сцену. Зденка Каренинова говорит, что его первое выступление на публике было неудачным. Это Каренина (а он уже именуется так и никому не рассказывает о своем прошлом, будто навсегда порвав с ним, не желая бередить душевные раны) не сломило. Он отправился в Париж, где в 1928 году начал выступать в концертах. Репертуар классический, а у него не то чтобы мощный и чарующий, но темпераментный и оригинальный тенор, звучащий в традициях русской вокальной школы. Русские певцы были востребованы, а у него талант — и есть от чего плясать.

Постепенно к молчаливому русскому, отважно покорявшему сцену, пришел успех. Каренина стали приглашать петь и в оперные театры. До середины 1930-х годов он много гастролировал по разным городам Европы и Америки: Мадрид, София, Белград, Рига, Монте-Карло, Буэнос-Айрес и др. В 1933 году Каренин участвовал в спектаклях "Русской оперы" в Париже. Считается, что его становлению как певца способствовала встреча с Шаляпиным, который поделился с земляком навыками пения, а главное — поведения на сцене. Потом его всю жизнь сопровождал миф, что он — едва ли не единственный ученик выдающегося баса, хотя чему можно научить за один час занятий? С подсказками и советами Шаляпина Каренин тщательно отработал партию Германа из "Пиковой дамы", которая принесла ему достаточно шумную популярность и стала одной из его лучших ролей. Выражение сильных чувств, подчеркнутый и эффектный драматизм исполнения, поддержание электризующего зал напряжения вообще были отличительными качествами актера Каренина. С 1934 года он стал солистом Софийской оперы.

Его дальнейшая биография более известна, поскольку имеются (хотя и немногие) документальные подтверждения. Из Софии известный тенор и обладатель югославского паспорта Константин Каренин с января 1936 года стал наезжать в Прагу для исполнения главных партий в спектаклях Национального театра. Он начал с Ленского в "Евгении Онегине", потом последовали "Лоэнгрин", "Вертер". Как отмечено в театральной хронике, "симпатичный гость имел большой успех", билеты оказались распроданы. Видя это, администрация театра тут же ангажировала певца на последующие месяцы, началась длительная и волнующая жизнь Каренина в чешском искусстве.

Между капитализмом и социализмом

Только в 1936 году, наезжая периодически, Каренин спел в Праге "Аиду", "Тоску", "Онегина", "Пиковую даму", "Риголетто", "Кармен", "Лоэнгрина", "Сельскую честь". Везде — главные партии, везде демонстрируя прекрасный голос и великолепное сценическое мастерство. Пражане полюбили высокого, стройного, исполненного внутреннего горения артиста, спектакли с его участием шли с аншлагами. И в последующие предвоенные годы, обретя статус "постоянного гостя", Каренин много сотрудничает с Национальным театром в Праге. Его авторитет стабилен, выступления производят на публику захватывающее впечатление, в прессе мелькают эпитеты "любимый певец", "знаменитый тенор". Известный пражский музыкант русского происхождения Левицкий, сын тенора и также солиста Национального театра Левицкого, умершего в 1940 году, позднее написал: "Каренин обладал хорошими вокальными данными, а кроме того, был первоклассным актером. Его выступления, особенно в драматически насыщенных ролях, захватывали глубоким проникновением в сценические образы, темпераментной игрой и редким артистизмом".

Перед войной, помимо названных выше, Каренин исполнил в Праге роли Далибора ("Далибор" Бедржиха Сметаны), Альваро ("Сила судьбы" Джузеппе Верди), Гришки Кутерьмы ("Сказание о невидимом граде Китеже" Николая Римского-Корсакова), но чаще всего он здесь пел экспрессивную партию Турриду из оперы Пьетро Масканьи "Сельская честь" и лирического Лоэнгрина из одноименной оперы Рихарда Вагнера.

В начале 1940-х годов он окончательно перебирается в Прагу, несколько лет театр оформляет ему вид на жительство в протекторате и разрешение на работу, потом он обретает право на постоянное пребывание в стране и после войны — чехословацкое гражданство. Он сохранил свой статус постоянного гостя, что предоставляло ему возможность получать приличные гонорары (до 2500 крон за каждый спектакль). При немцах он пел обычный свой репертуар, делая, впрочем, упор вместе со всей труппой на Вагнера. По свидетельству Левицкого, Каренин в Праге выступал и в концертах, причем и в тех, которые устраивали эмигрантские организации. Левицкий, часто аккомпанировавший ему, писал: "Общение с ним было большой радостью; особенно располагали простота и доброжелательность. В чешской музыкальной среде этот русский артист пользовался большим и заслуженным авторитетом".

После войны Каренин продолжал петь, но уже преимущественно русскую классику. В 1945—1946 годах его главной ролью был Самозванец в "Борисе Годунове" Модеста Мусоргского. Далее он постепенно отошел от певческой деятельности, по всей видимости, выработав возрастной ресурс (хотя, возможно, его уже и зажимали, как эмигранта с неясным прошлым). В течение ряда послевоенных лет он много сотрудничал с музыкальным театром в Оломоуце, ставя голоса тамошним солистам, работая как режиссер-постановщик. Это была пора русских опер и драм в репертуаре театров, его привлекали как знатока русского быта и русской оперной традиции. В 1949—1951 годах Каренин поставил в Оломоуце "Царя Салтана", "Царскую невесту" Николая Римского-Корсакова, "Князя Игоря" Александра Бородина.

Как был устроен его быт, неясно. Я смотрю на старую фотографию Константина Емельяновича Каренина, где ему около пятидесяти: округлое лицо с мягкими щеками, плотно сжатые губы, энергичный подбородок, резко выступающий греческий нос. И горящие, пронзительные глаза. Есть закрытость, какая-то потаенность в лице. К сожалению, он так и остался для меня человеком-загадкой, никто мне не рассказал, каким он был вне сцены. Наверное, замкнутым, гордым, независимым. Ходят слухи, что он в силу обстоятельств (долголетней неустроенности, неопределенности положения, одиночества) попивал, что способствовало преждевременному завершению певческой карьеры. Не знаю. В любом случае, он вытянул сам себя в активную творческую жизнь и как исполнитель, как личность в искусстве — состоялся. Продолжая себя в учениках.

С 1950 года он начал преподавать в пражской консерватории, чем и занимался до конца жизни. Он оказался очень хорошим педагогом, его замечания и рекомендации были точными, доброжелательными и способствовали быстрому профессиональному росту учеников. В течение пятнадцати лет через его класс прошли десятки молодых исполнителей, ставших впоследствии крупными певцами. Наиболее известными оперными певцами из его учеников были Ярослав Кахел и Ивана Миксова.

В консерватории бывший певец неожиданно обрел и личное счастье, одна из его молодых учениц вышла за него замуж. Потом, в определенном смысле пойдя по стопам знаменитого Александра Вертинского, в 57 лет Каренин стал отцом маленькой девочки, естественно, названной Анной. Его супруга — Зденка Каренинова потом долго пела в оперных театрах страны, выступала с концертами, стала заслуженной артисткой ЧССР. Закончив певческую карьеру, она тоже преподавала вокал в театральном институте. Их дочь, чье имя так многозначительно, родительской страсти к музыке не унаследовала.

Большое значение имела преподавательская деятельность Каренина для развития чешской эстрады. Оказалось, что он учил певческому искусству многих эстрадных звезд Чехии последней трети века. У него занимались Милан Хладил, Вацлав Нецкарж, Марта Кубишова, Гелена Вондрачкова и знаменитый Карел Готт. Зденка Каренинова в одном из интервью рассказывала: "Немного позднее, когда я уже училась в Академии музыкальных искусств, у мужа появился симпатичный ученик с прекрасным голосом. Его звали Карел Готт. Он имел все данные, чтобы стать звездой оперы, но решил пойти по другому пути. Помню, Костя посмотрел его в концертном зале. Выслушал все его шлягеры, покачал головой и сказал: "Я когда-то подрабатывал, таская мешки на пристани, ты делаешь то же немного проще". Но он все простил ученику, и они остались добрыми друзьями. У моего мужа учился также и Милан Хладил, тот тоже начинал как чудный тенор с великолепным "до" наверху, но он не развивал голос и закончил уже баритоном. Карел был к себе более требователен и взятых позиций не уступил. Он, правда, совсем не занимался другими дисциплинами, и поэтому его, несмотря на все просьбы моего мужа, из консерватории выставили. Однако голос свой он пестовал, как никто другой. Думаю, что освоенное им бельканто и стало залогом его долгой карьеры".

Каренин ставил голос так, как он привык, как будто для себя самого. Он был оперным певцом и считал, что любой его ученик, даже позже уходящий в рок-н-ролл, должен освоить основы классического вокала. При этом он всегда призывал к естественности исполнения. Его кредо, которое он заботливо передавал ученикам, состояло в том, что надо петь так же естественно, как дышать, а не тужиться у рояля. Эти его заветы учениками забыты не были.

Константин Каренин скончался скоропостижно от сердечного приступа 18 ноября 1966 года. На его погребении присутствовали православный священник и дьякон, бывший одним из его учеников. Скрытный Каренин был верующим человеком: в храм не ходил, но в квартире всегда имел иконы, перед которыми молился. Все пражские газеты откликнулись на смерть певца очень уважительными некрологами. Это немудрено: отверженный своей родиной певец Каренин отменно послужил чешской культуре, причем сразу в двух ипостасях. Обретя себя на чужбине, он отдал все, что имел — талант, вдохновение, творческий жар, — людям. Не своим, не землякам, к сожалению. Хотя, по большому счету, это не так уж важно…


Сообщение отредактировал annyusha - Среда, 29.06.2011, 03:20
 
mummi Дата: Среда, 29.06.2011, 16:05 | Сообщение # 4
Priznivec
Группа: Администраторы
Сообщений: 524
Статус: Оффлайн
Отличная статья, спасибо, что поделилась!

Из мечты тоже можно сварить варенье. Надо только добавить фруктов и сахара.(с)
 
Наталья-Массква Дата: Пятница, 01.07.2011, 22:13 | Сообщение # 5
Priznivec
Группа: Администраторы
Сообщений: 165
Статус: Оффлайн
А есть ли статья о матери Карела?
Интересно вообще и в частности по поводу того,что у многих великих были отцы простые,иногда тираны,а матери-с тонкой душевной организацией..да,и как просто матери интересно-лупить или воодушевлять))))
Просим статью о маме)))


Сообщение отредактировал Наталья-Массква - Суббота, 02.07.2011, 00:13
 
elster Дата: Четверг, 04.07.2013, 00:23 | Сообщение # 6
Priznivec
Группа: Друзья
Сообщений: 622
Статус: Оффлайн
Цитата (Наталья-Массква)
В первую очередь-это Карел Свобода,Феликс Словачек (уж его-то знают не меньше-кто не делал уроки под Феликса?)))


Ну почему уроки? wacko

Прикрепления: 1505858.jpg(106Kb)
 
Faith Дата: Четверг, 07.11.2013, 22:58 | Сообщение # 7
Priznivec
Группа: Администраторы
Сообщений: 451
Статус: Оффлайн
Ах, где же были раньше мои глаза! Только сейчас facepalm увидела замечательную статью про Константина Каренина...
Ей место на сайте. В ближайшее время исправлю несправедливость.
annyusha, в очередной раз hands


Žijte dlouze a prosperujte \\//
 
elster Дата: Четверг, 07.11.2013, 23:14 | Сообщение # 8
Priznivec
Группа: Друзья
Сообщений: 622
Статус: Оффлайн
А к ней непременно нужно фотографию юного KG с Карениным!
 
elster Дата: Воскресенье, 30.03.2014, 23:28 | Сообщение # 9
Priznivec
Группа: Друзья
Сообщений: 622
Статус: Оффлайн
Вот Ладислав Штайдл.






smile

Сейчас разберусь и посчитаю.
Верхняя фотография - на концерте "Карел Готт в Люцерне-1981".
Вырезка - 1978г. (Написано: "33-летний" - а Л. Штайдл, вроде, 1945 г.рождения).
Прикрепления: 0102011.jpg(67Kb) · 8339885.jpg(152Kb) · 5959761.jpg(180Kb) · 6821898.jpg(215Kb)


Сообщение отредактировал elster - Воскресенье, 30.03.2014, 23:39
 
Форум » Форум для общения фанов » Шире круг :) » У Карела всё самое лучшее!!
Страница 1 из 11
Поиск:

Рейтинг@Mail.ru