Четверг, 25.05.2017, 19:02
Приветствуем Вас, Гость! | RSS

 

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: mummi, annyusha, svi25 
Форум » Форум для общения фанов » Статьи, интервью, переводы » Музыкальный критик о творчестве Готта - обзорная статья
Музыкальный критик о творчестве Готта - обзорная статья
mummi Дата: Пятница, 01.07.2011, 06:23 | Сообщение # 1
Priznivec
Группа: Администраторы
Сообщений: 524
Статус: Оффлайн
Одна из "подводящих итоги" статей, вышедших к 70-летию Готта. Автор - музыкальный критик Йозеф Влчек

Феномен Готта

К семидесятилетию Карла Готта вышло не так уж много статей, посвященных исключительно его музыкальному творчеству. Большинство авторов отмечали, что Готт – «мейнстримовый» певец любви и романтики. Но если человек почти пятьдесят лет в шоу-бизнесе, невозможно все время быть верным одному-единственному жанру. Готт тоже иногда выходил за границы того броского сочетания стилей, к которому пришел сорок лет назад и благодаря которому приобрел успех на родине и в Германии. Среди его разнообразного творчества мы найдем много интересных экспериментов, которые стали предвестниками перемен в различных музыкальных направлениях.

Король свинга

Начало шестидесятых было временем общественного обновления. С 1948 года прошло лишь пятнадцать лет, но развитию чешской культуры был нанесен большой ущерб. Молодые певцы, которые появлялись в те годы, столкнулись со сложной задачей – по возможности наверстать упущенное, ориентируясь на то, что происходило в Европе. Это было немного похоже на начало 90-х, когда, оглядевшись вокруг, мы вдруг обнаружили, что пропустили несколько этапов, которые остальной мир уже давно прошел.

Так что своими первыми выступлениями Карел Готт попал прямо в яблочко. Он ощущал себя предтечей «голубоглазого соула», негритянской музыки, исполняемой белыми. Но для широкой чешской публики это было чересчур смело, и общество потребовало от него творчества совсем в другом направлении.

Одним из наиболее востребованных течений, по которым все изголодались, был свинг. Готт никогда не делал секрета из того, что это не совсем его «чашка кофе», но деваться было некуда. Даже при беглом взгляде на его первые альбомы мы найдем там множество кавер-версий свинговых «эвергринов». В отличие от исполнения Хладила или Халы они, может быть, более тяжеловесны, но вполне оригинальны. Достаточно вспомнить несомненный шедевр «Опасно прикасаться к звездам».

С годами Готт снова и снова возвращался к свингу. Особенно удачным было его сотрудничество с Эвой Пиларовой и Карлом Влахом, но в полной мере он почувствовал вкус к этому стилю гораздо позже. В 2002 году он даже записал с биг-бэндом Феликса Словачека альбом песен Фрэнка Синатры. Но альбом этого направления, который заслуживает особых рекомендаций – записанный в 1990 году «I Love You From Sentimental Reasons». Он принадлежит к наименее успешным в коммерческом плане, хотя, как это уже случалось с Готтом, является одной из лучших его работ. Композиции там исполнены с легким джазовым оттенком, и если бы тогда кто-то смог заглянуть в будущее он увидел бы, что альбом Готта стал предшественником нынешней волны джаз-попа.

Роман с опереттой

Тенор Готта словно создан для оперетты – жанра, который в шестидесятые и семидесятые был основой музыкальных вкусов немецкой публики средних лет. Поэтому неудивительно, что в борьбе за немецкий рынок оперетта стала для Готта лучшим средством завоевать публику. В Чехии же мы встретились с ним как с исполнителем оперетты только в 1983 году, года он записал две телепередачи и альбом «Концерт для тебя». Если судить по этим работам, в Музыкальном театре в Карлине он сиял бы в качестве главной звезды, хотя его актерская игра могла бы стать некоторой проблемой.

Готт пробовал себя и в мюзиклах – и это получалось у него еще лучше, чем с опереттой. Уже его первый выход на это поле – «Мария» из «Вестсайдской истории» - настоящее сокровище, песня, достойная быть занесенной в историю чешской музыки золотыми буквами. В дальнейшем в своей карьере Готт многократно возвращался к бродвейским мюзиклам - и всегда успешно.

Оперетта была чересчур застывшим жанром, поп предполагал большую свободу, и Готт комфортно устроился примерно посередине. Что касается мюзиклов, он хорошо сделал, что не участвовал в безобразии, которое последние двадцать лет творится в этом жанре на отечественной сцене. А может быть, наоборот – с уходом Готта из мира мюзикла вместе с ним ушел и прежний уровень.

Неплохую репутацию Готт приобрел и у требовательных ценителей оперы, хотя принято считать, что его творчество в этом жанре не выходит за рамки т.н. «популярной оперы». Очень похоже на смесь известнейших арий, канцонетт и классических мелодий, которую позже с чувством исполняли Три тенора. Как пример можно привести его малоизвестный сборник итальянских канцонетт 1974 года.

К сожалению, у него не всегда получалось избавить классику от налета безжизненности, оставленного предыдущими «традиционными» исполнителями. Ближе всего к этому он был в 1996 году, когда записал новый альбом канцонетт «Бельканто», теперь уже с чешскими текстами, но этому альбому совсем не повезло с признанием.

Карел Готт экспериментировал с классикой во времена, когда это не вызывало особого интереса. Сейчас, в эпоху великого множества исполнителей, сочетающих классику с другими жанрами, он с полным правом может чувствовать себя их предшественником.

Певец Рождества

Если при исполнении Готтом «популярной оперы» присущий ему пафос скорее вредил, то для рождественских песен это было то, что надо. Певец неустанно к ним возвращался и по качеству достойно выдержал соперничество с Элвисом Пресли, а по количеству и сам Пресли с не смог бы с ним соперничать. Большинство критиков даже сходятся на том, что «Рождество в Золотой Праге» - вообще лучший из когда-либо записанных им альбомов.

Это была не просто пластинка, а своего рода уникальный документ, совершенное воплощение атмосферы надежд и чаяний шестьдесят восьмого. Слушая ее, можно предположить, в каком направлении развивалось бы чешское общество, если бы не случилось августовских событий: национальное возрождение продолжалось бы, и не последнюю роль в нем играли бы духовные традиции.

***

Считается, что 60-е годы были в чешской поп-музыке эпохой разносторонних артистов. Это было скорее необходимостью – тогда чтобы достичь прогресса и сделать хотя бы шаг вперед, сначала надо было идти на уступки. Эту методику приходилось использовать и сторонникам радикальных перемен в музыке – конечно, если они хотели выжить в мире социалистической культуры.

Читатели постарше наверняка помнят появление Готта в «Бабушкиной шкатулке» - популярной телепередаче, в которой исполнялись городские народные песни в сопровождении одного из пражских духовых оркестров. Когда Готт спел там «Девушку со Страгова», это было первым значительным решением в его карьере, позволяющим что-то получить взамен за свою уступку. Бунтарь, исполнитель никем тогда не признанного соула, дождался своего часа, когда соул стал приемлемым для широкой публики.

Недавний коммерческий успех Евы и Вашка несколько заслонил тот факт, что у старшего поколения тоже существует свой мир поп-музыки. Только это уже не духовой оркестр. В современной популярной песне, как в зеркале, отражается музыкальный опыт «шестидесятников». Причудливая смесь хитов шестидесятых и семидесятых, рок-н-ролл, кантри, баллады, рок и классика. Одно только перечисление отдельных компонентов показывает, какое огромное влияние имеет Карел Готт на современную чешскую эстраду. С его песнями выросли целые поколения слушателей, а некоторые успели состариться. И продолжают стареть дальше. Поколение за поколением.


Из мечты тоже можно сварить варенье. Надо только добавить фруктов и сахара.(с)

Сообщение отредактировал mummi - Пятница, 01.07.2011, 15:48
 
Форум » Форум для общения фанов » Статьи, интервью, переводы » Музыкальный критик о творчестве Готта - обзорная статья
Страница 1 из 11
Поиск:

Рейтинг@Mail.ru